В договоре на аудиторские услуги стоимость рассчитана исходя из плановых затрат аудитора в объеме 8 человеко-дней. Должен ли аудитор все это время находиться на территории заказчика?
Аудиторская проверка не сводится только к проверке первичных документов. Аудиторская проверка – процесс комплексный, состоящий из нескольких этапов. Среди основных этапов можно выделить следующие:
- Планирование аудита;
- Проведение аналитических процедур, проверка первичных документов;
- Подготовка отчета;
- Непосредственно проверка отчетности;
- Внутренний контроль качества и оформления заключения.
При этом этапы аудиторской проверки качественно отличаются друг от друга и имеют индивидуальное функциональное назначение. Этапы аудиторской проверки не подменяют друг друга, а являются частью комплексного процесса аудита.
По существу, аудит – прежде всего работа аналитиков, способных оценить все процессы проверяемой организации, практически не касаясь первичных документов. Для этого как раз и служит этап планирования и осуществления аналитических процедур. По нашему мнению, доля этого этапа в общем объеме работ по договору на аудит должна составлять не менее 20 процентов.
Объем плановых трудозатрат на проверку первичных документов, по нашему мнению, не должен превышать 50% в общем времени проверки. Можно проверить все первичные документы, но не увидеть рисков и глобальных ошибок. Если заменить работу аналитиков простой сверкой наличия и оформления документов (либо эту работу вообще исключить), тогда на анализ просто не останется времени.
Подготовка краткого отчета по результатам проверки, по нашему мнению, должна занимать примерно 10 процентов общего времени. При этом если клиент хочет получить более подробный отчет, содержащий консультационную составляющую, то время для его подготовки должно занимать 20-25% от общего объема трудозатрат.
Заключительный этап аудита (сама проверка отчетности, внутренний контроль качества и подготовка аудиторского заключения) должен занимать примерно 10-20 процентов общего объема проверки. Аудитор имеет право самостоятельно решить каким образом он распределит время проверки между различными этапами и где именно – в своем офисе либо в офисе клиента – он будет выполнять те или иные процедуры.
Зависит ли стоимость аудиторской проверки от количества этапов проводимой проверки?
Если аудитор на каждом этапе проверки проверяет все разделы аудита и оформляет достаточно подробный отчет по результатам каждого этапа проверки, то общая стоимость договора будет увеличена по сравнению со стоимостью одноэтапной проверки ориентировочно на 15-20%.
Если методика аудиторской компании позволяет рационально использовать возможные процедуры получения аудиторских доказательств, требования клиента не сводятся к раскрытию в аудиторском отчете всех вопросов (незначительных и устраненных в ходе проверки), которые были обсуждены с аудитором, то коэффициент увеличения стоимости аудиторской проверки может быть незначительным.
Как определяется стоимость аудиторской проверки?
Как правило, стоимость аудиторской проверки определяется исходя из планов трудоемкости (необходимого количества человеко-часов) и стоимости человеко-часа аудитора (тарифа)
Чтобы определить трудоемкость аудиторской проверки, аудиторская организация должна получить информацию о клиенте.
Способы получения такой информации разные. Самый надежный способ – это проведение предварительной экспертизы: обсуждение целей и задач непосредственно с руководством, предварительный анализ системы внутреннего контроля клиента, оценка объема первичных документов, анализ иных вопросов. Однако, проведение экспертизы возможно не всегда, поэтому аудиторы определяют трудоемкость по ключевым вопросам, ориентируясь на свой опыт проведения проверок.
Нужно отметить, что указываемая в договоре стоимость аудиторской проверки может быть обоснована соответствующим расчетом, как минимум – указанием применяемого аудиторской организацией часового или дневного тарифа и планового объема трудозатрат, поскольку заказчик должен знать, как складывается (рассчитывается) стоимость аудиторских услуг.
Аудиторская организация перед началом проведения аудита планирует свои трудозатраты (бюджет рабочего времени), устанавливает расценки на основе которых будет формироваться стоимость аудита. При этом аудитор должен обеспечить соблюдение всех Правил аудиторской деятельности, то есть провести обязательные действия и процедуры и, главное, оформить их документально. В противном случае аудиторское заключение не может считаться обоснованным.
Что может повлиять на снижение стоимости аудита?
Возможность оптимизировать стоимость аудита есть всегда.
Этого можно добиться за счет оперативного предоставления клиентом (заказчиком) запрашиваемых документов и разъяснений (как в устной, так и письменной форме), а также за счет четкого определения целей и задач проверки на этапе согласования условий договора. Если клиенту не нужен подробный отчет по результатам аудиторской проверки, это сократит трудозатраты, соответственно, и стоимость проверки. Если клиент не ориентирован на выполнение аудитором расширенных процедур (например, диагностика налоговых рисков, рекомендации по их минимизации и т.п.), то стоимость аудита будет снижена, поскольку аудитор не будет закладывать плановую трудоемкость выполнение соответствующих аналитических процедур.
Аудит – это совместная работа клиента и аудитора, его эффективность находится в прямой зависимости от понимания специалистами клиента этого постулата. Зачастую, аудитор направляет запросы представителям клиента, а получает на них ответы, когда время запланированное на проверку, уже истекло, а аудитор уже привлечен к выполнению нового аудиторского задания. Подобные обстоятельства не окажут положительного влияния на эффективность проверки. Трудоемкость проверки очень сильно зависит от оперативности предоставления запрашиваемых документов. Так как мы обязаны подтверждать свои выводы определенными доказательствами, следует учесть, что законодательство допускает получение доказательств в виде письменных заявлений клиента по вопросам проверки. При этом на исследование определенного ряда вопросов можно снизить трудоемкость, используя в качестве доказательств именно письменную переписку с клиентом. Таким образом, переписка – это обязанность обеих сторон по договору (клиент-аудитор).
ЦЕЛИ АУДИТА БЫВАЮТ РАЗНЫЕ?
Обязательный аудит – это оценка достоверности бухгалтерской отчетности, цель обязательного аудита определена законом.
У инициативного аудита – цели определяет клиент самостоятельно. По результатам инициативного аудита (или аудита по специальному заданию) выдается аудиторское заключение специального назначения- это заключение по специфической финансовой информации, подготовленной для специальной цели, в частности:
- Об отдельных компонентах финансовой отчетности;
- О финансовой отчетности, подготовленной для определенной цели на основе учета;
- Об отчетности о налогообложении прибыли;
- О достоверности дебиторской задолженности;
- О выполнении контрактов;
- Об обосновании определения прибыли;
- О сводной (консолидированной) отчетности.